А. Загитова защитила диплом на золотую медаль

Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Алина Загитова сообщила об успешной защите дипломной работы, получив отличную оценку и завершив обучение по программе «Продюсирование и культурная политика» в направлении «Журналистика». Об этом сообщила сама спортсменка в Telegram-канале.

Что после триумфа у чемпионки?

Успешная защита дипломной работы и завершение обучения в вузе Алиной Загитовой стала ярким примером позитивного продолжения жизненного пути фигуристки после фактического окончания спортивной карьеры. 22-летняя олимпийская чемпионка решилась на переход к новой для себя сфере деятельности – журналистике, для чего и поступила в вуз. Ежедневная учеба и работа над дипломной работой позволили успешно завершить образование, что стало для Загитовой знаковым событием. Она продемонстрировала возможность успешно реализовать себя вне спорта, открыв новые перспективы после завершения карьеры фигуристки.

Алина Загитова продолжает поддерживать форму и демонстрировать элементы мастерства, выступая в шоу. Так, несмотря на то, что прошло уже несколько лет после окончания выступлений на соревнованиях, у бывшей олимпийской чемпионки сохранилась возможность удивлять зрителей качеством исполнения, в частности, сложными прыжками, когда она выходит на лед в рамках различных показательных мероприятий и ледовых шоу.

Что происходит со спортсменками после завершения карьеры?

Существует несколько распространенных и успешных вариантов продолжения карьеры для российских фигуристок после завершения выступлений на соревнованиях. Один из популярных путей – переход на тренерскую работу, как, например, Татьяна Тарасова и другие знаменитые фигуристки, чьи наставнические методики помогли воспитать новые поколения чемпионов. Из молодых примеров можно назвать Юлию Липницкую. Также можно работать экспертом и комментатором на телевидении, преподавать в шоу-бизнесе, заниматься продюсированием турниров и шоу. Многие, подобно Алине Загитовой, с успехом совмещают любимое дело с получением востребованного профильного образования. Кто-то перестаёт появляться на публике и уходит в тень.

Короткий путь

Несмотря на то, что Алине Загитовой всего 21 год, ее уже нередко называют «давно завершившей». И этому во многом способствуют характерные для группы Тутберидзе короткие и интенсивные, порой за счет здоровья спортсменок, карьеры юных фигуристок. С 15-16 лет девушки становятся чемпионками мира и Олимпийских игр, но из-за травм и физического истощения уже к 18-19 годам зачастую вынуждены завершать выступления, тогда как в других странах карьера длится гораздо дольше. Причём многие, по факту, заканчивают раньше, а некоторые даже не справляются с задачей выхода во взрослые.

В чём причина?

Многие эксперты неофициально говорят о характерных для школы Тутберидзе коротких спортивных карьерах фигуристок не иначе как об эксплуатации возможностей еще не выросшего до половой зрелости женского организма. В возрасте 14-16 лет девочки начинают показывать результаты мирового уровня благодаря высочайшей технике и скоростным параметрам движений, однако через 2-3 сезона, к 18-19 годам на фоне наступающей взрослости, у них начинаются проблемы со здоровьем и техническим совершенством из-за физических перемен. Именно этот фактор и указывает на чересчур интенсивную эксплуатацию неокрепшего организма.

В проблеме коротких спортивных карьер, с которыми на протяжении многих лет сталкивались фигуристки из группы Тутберидзе, нет ничего случайного. Это системная проблема, характерная не только для Загитовой. Так, Юлия Липницкая, Евгения Медведева, Камила Валиева и многие другие все сталкивались с травмами и быстрым спадом результатов в 18-19 лет, что указывает на чрезмерную нагрузку на ещё развивающийся организм. Заканчивая мировую карьеру в 17-18 лет вместо стандартных для элитного уровня 23-25, они стали жертвами системы, при которой потенциал девушек-подростков выжимается до полного истощения сил.

Вопрос подхода

Если бы в работе с юными фигуристками с самого начала прослеживалась более рациональная и гуманная методика, не ставящая целью полное изнурение организма ради ранних пиков, то, без всякого сомнения, многие спортсменки смогли бы добиться ещё большего. Они были бы в состоянии продолжать выступать на высшем уровне и добавить в свои победные списки титулов ещё ряд наград на крупнейших стартах благодаря более длительной карьере. При разумном и сбалансированном подходе тренерского состава можно было бы сберечь здоровье и физические ресурсы девушек. Но для этого нужно делать акцент на работе с личностью.

Бережное и осторожное ведение фигуристки на длительной перспективе требует колоссальных усилий и ресурсов тренерского штаба, внимательного мониторинга здоровья и индивидуального подхода к тренировочному режиму спортсменки. Далеко не все команды на это способны. Плюс подобный принцип означает больше рисков и, возможно, меньше медалей. При таком подходе оставалось неясным, смогла бы конкретная фигуристка сохранить после взросления все технические навыки или нет. Показательно, что единственной из воспитанниц Тутберидзе, кому удалось сохранить четверные прыжки после пубертата, осталась Александра Трусова. Это тот случай, когда исключение явно подчёркивает правило.

Легче наставникам?

Подход, характерный для Тутберидзе, в котором приоритет отдавался эксплуатации максимального потенциала и результатов юных спортсменок еще до начала полового созревания, был проще для всей команды. Он позволял увеличить количество элементов ультра-си в программе и нарастить её ценность. И он легче с тренерской точки зрения, нежели требовавший бы гораздо больших усилий, времени и ресурсов бережный стиль, ориентированный на сохранение здоровья фигуристок, долгосрочное развитие с учётом физиологических особенностей взросления и последующую конкурентоспособность после всех перемен в организме. Однако такой подход по понятным причинам не способствовал продолжительности карьер спортсменок.

Можно ли в России долго соревноваться?

В качестве образца длительной и успешной карьеры в фигурном катании, несмотря на взросление и последующие физиологические перемены, можно рассматривать пример Елизаветы Туткамышевой. Она стала целой эпохой в российском женском одиночном катании. Ей удалось сохранить сложнейший прыжок тройной аксель даже после наступления полового созревания и справиться с высокими нагрузками на протяжении многих лет карьеры. К сожалению, богатейшую палитру навыков фигуристки так и не удалось продемонстрировать на Олимпийских играх, куда она ни разу не отобралась.

Одним из ключевых факторов, позволивших Елизавете Туткамышевой стать спортсменкой с продолжительной и яркой карьерой, несомненно, являлось то, что ее подготовкой занимался известный тренер Алексей Мишин, чей стиль работы резко отличался от применяемого Тутберидзе подхода. Мишин смог обеспечить Елизавете бережное и постепенное развитие, индивидуальный подход, благодаря чему она не только сохранила сложные элементы после взросления, но и смогла на протяжении многих лет демонстрировать высококлассное катание.

Что даёт фабрика звёзд?

Несмотря на очевидные недостатки с точки зрения индивидуального подхода к спортсменкам, метод «конвейера» с многочисленными воспитанницами, на который опиралась Тутберидзе, фактически гарантировал России максимальное количество медалей на крупнейших турнирах. Это стало реальным благодаря возможности выставить сразу нескольких конкурентоспособных фигуристок. В условиях же сосредоточенной подготовки одной-двух спортсменок, как при индивидуальном подходе, был бы серьёзный риск того, что на пьедестал почета не взойдет ни одна россиянка, а сложился бы иной расклад медалисток, например, на первенстве Европы.

Безусловно, в таком подходе была минимальная заинтересованность в раскрытии личностного потенциала каждой девушки, индивидуальных особенностей и творческих способностей. Главным ориентиром служила статистика наград в медали для России, тогда как задачи развития спортсменок как личностей отходили на второй план. По сути, система подчиняла себе спортсменку. Если конкретные фигуристки могли добиться каких-то преимуществ для себя и вовремя уйти, как Загитова, без серьёзных последствий для здоровья, то можно было счесть, что им откровенно повезло.

В то же время реализация такого стиля работы неизбежно вела к трагическим последствиям для отдельных спортсменок, не вписавшихся в рамки жесткой системы. Из печальных примеров – ранее окончание карьеры Липницкой, отсутствие реализации таких спортсменок как Цурская или Тараканова, Паненкова и прочие. Многое зависело в действительности от удачи и от того, как именно тебя воспринимает Федерация.

Это закономерность

Проблема жесткого конвейерного подхода к подготовке фигуристок, ставившего целью прежде всего наполнение медальных копилок на счет индивидуальных судеб спортсменок, носит ярко выраженный системный характер. Ее истоки заложены не столько в методиках отдельного тренера, сколько в курсе, пролоббированном Министерством спорта РФ и поддерживаемом Федерацией фигурного катания. Отсутствие четких стандартов заботы о здоровье и психологическом благополучии каждой фигуристки порождает именно такие последствия, которые не раз обращали на себя внимание в послужном списке Тутберидзе. Но менять что-то нужно с самого верха.

Постепенное развитие, индивидуальный